Средневековье в эпоху интернета

Франс ван дер Рееп: «Вы решаете сами, что вы выращиваете в своём саду и кому вы это продаёте»

Франс ван дер Рееп

Профессор кафедры Digital World высшей школы InHolland в Роттердаме (Нидерланды) и старший аналитик крупнейшей телекоммуникационной компании Royal KPN Франс ван дер Рееп (Frans van der Reep) рассуждает о роли интернета и социальных сетей в современном обществе. Для менеджеров, политиков, а также всех интересующихся интернетом и его влиянием на нашу жизнь и деятельность данное эссе представляет своего рода компас со всеми приведёнными параллелями и сравнениями в различных областях нашей жизни, считает профессор.

В 2001 году я написал в одной из своих публикаций, что с появлением и развитием интернета общество всё более становится похожим на Средневековье. Более того, мы становимся свидетелями современного возрождения Средневековья. Данное описание представляется мне сегодня подходящей метафорой для понимания и систематизации общественного развития. Сейчас, в 2013 году, общество, деловая жизнь, индивидуум и интернет находятся в стадии турбулентного развития и взаимодействия. Порой кажется, будто стены нашего дома приподнимаются, расширяя, с одной стороны, наши горизонты, а с другой – лишая нас привычной защиты. Банки, газеты, церковь и правительство вдруг кажутся чем-то иным. Наш мир изменяется, наш взгляд на мир изменяется и, хотим мы того или нет, изменяется наша личность.

Благодаря интернету уменьшается значение фактора места и времени и сокращаются расходы по передаче информации. Постоянное и бесплатное наличие информации для всех и каждого ведёт к смещениям в структуре власти. Девиз «Знание – сила» повлёк за собой в прошлом веке активную борьбу за общий доступ к системе образования и прозрачности органов власти. Интересные сравнения наблюдаются в этом вопросе со структурами и организациями Средневековья.

Средневековье: эпоха дворянства, духовности и зарождающейся буржуазии. Период географических открытий, расцвета городов и определения собственного, чётко очерченного места в системе мироздания в целом. Земля ещё не рассматривалась как планета. Церковь была в то время единственной крупной организацией. Армия носила временный (контрактный) характер. В этом маленьком мире все знали всё друг о друге, и земля полнилась слухами довольно быстро, людей связывали определённые социальные круги. Если в Средневековье местом встречи служили рынок или деревенский колодец, то сегодня эту функцию выполняют социальные сети, расцвет которых мы наблюдаем. А за счёт обширных баз данных нам известно друг о друге больше, чем в Средние века, поэтому невозможно «стереть из памяти» прошлое и начать новую жизнь. Youtube – это виртуальный вариант парка аттракционов, сравнимый с телегой, при помощи которой шутники раньше развлекали народ. Знаменитости наших дней представляются своего рода новым дворянством.

Интернет возрождает в полном объёме уважение к ремеслу. Наличие у покупателей целого ряда выгодных возможностей вынуждает купцов преуспевать в своём ремесле. В городах создаются академии ремесла и возрождаются гильдии.

Франчайзинг становится важной организационной формой, комбинирующей закупочную силу и чувство собственности, что значительно снижает расходы. Это своего рода возвращение сюзерена в роли франчайзера. Например, популярную в магазинных сетях и ресторанах быстрого питания франчайзинговую систему глазная клиника в Роттердаме предлагает для использования в других больницах. А в чём секрет популярности сайта eBay.com? Спрос и предложение значительно упрощаются при раздельном предоставлении информации о продукте и самого продукта. При наличии заинтересованности в информации, описании и фото продавец и покупатель вступают в контакт, после чего осуществляется транспортировка заказа. Продукт предлагается одновременно всему миру и не ограничивается пределами собственной деревни или даже большого города. Таким образом, мы имеем дело не с индивидуальной коммуникацией в направлении нескольких лиц, а в направлении всех и любого, что подтверждает жизнеспособность так называемого длинного хвоста (этот термин ввёл в обращение главный редактор Wired Крис Андерсон в статье The Long Tail для описания успешных бизнес-моделей для интернета).

Благодаря наличию доступных технологий появляются возможности для развития ремесла и малого бизнеса. Самоуправление становится важным понятием. Корпоративная жизнь всё более принимает характер гильдии и сети. Одновременно с этим представители поколения Y, выросшие с интернетом и предпочитающие язык цифрового общения, не хотят работать на начальника и стремятся заниматься исключительно вещами, интересующими их самих.

Коммуникационные процессы протекают быстрее, и мы наблюдаем оживление роли рассказа и рассказчика. Поэт отечества становится своего рода новым менестрелем. Мы возвращаемся в период истории, предшествующий изобретению книгопечатания, когда у писателя и поэта ещё был непосредственный контакт со своими (по)читателями. Труд писателя всё в большей степени носит характер написания блога с вниманием к зрительным образам. Видеоблог находит полное понимание у поколения Y, которое практически не читает книг. Информация распространяется по миру с неимоверной скоростью. По этой причине многие коммерческие действия носят лишь кратковременный характер. Это подтверждает нежизнеспособность в сегодняшних условиях традиционных форм производства (крупные объёмы производства и складирования).

Чума возвращается в нашу жизнь. В период стремительного развития интернета вирусы распространяются по миру с неимоверной скоростью, а врачеватели следуют за ними, не имея возможности предотвратить данный процесс, и вынуждены лишь констатировать факты. Городские стены, подобно системе Firewall, не дают желаемой защиты от эпидемии. Столб позора не остаётся незамеченным в интернете: органы правозащиты и отдельные граждане публикуют фото «подозреваемых», чёрный список небезопасных авиакомпаний, неплательщиков налогов и педофилов – всё это сейчас в порядке вещей. Вы или я в один прекрасный день можем быть объявлены вне закона отдельно взятым соотечественником, невзирая на статью международного, государственного, городского, церковного или гражданского права.

Заметили ли вы возрождение меценатства? Пассивность со стороны государства приводит к тому, что, несмотря на финансовые препятствия, набирает силу поддержка культурных проектов со стороны предприятий и фирм. Например, крупнейшая телефонная компания Нидерландов KPN спонсирует Музей Ван Гога.

Как я сказал ранее, чума возвращается в нашу жизнь. К сожалению, это распространяется и на медицинскую сферу. По мере того как бактерии вырабатывают устойчивость к антибиотикам, появляется всё больше инфекционных болезней. Мы становимся более мобильными, и риск распространения, например, свиного гриппа, который в прошлом носил бы местный характер, в наше время неимоверно возрос.

Одновременно в обществе наблюдается рост интереса к магии и всему необъяснимому: достаточно посмотреть на программу курсов, где вам не только определят карму, но и подзарядят положительной энергией. Астрология бизнеса переживает свой подъём. Яркий пример – мировой успех Гарри Поттера. Порция магии предлагается нам также ежедневными телевизионными программами, такими, например, как «Битва экстрасенсов». А те из нас, кто даже после всего этого продолжают скептически относиться к сверхъестественному, могут засомневаться в собственной правоте. Рациональное европейское мировоззрение не даёт нам требуемой моральной и психологической поддержки. Люди ищут в мистификации объяснение «демистифицированного» мира (по словам Вебера). Подобное явление мы наблюдаем и в Средневековье. Многочисленные бизнес-курсы и курсы медитации удовлетворят наши потребности с религиозной точки зрения.

Обратим свой взор на науку. До какой степени она сегодня «научна»? Насколько мы ушли от того, против чего боролись Кеплер, Бруно и Галилей? До какой степени наука сегодня свободна от предрассудков? Западная медицина своим поведением напоминает средневековую церковь, убеждённую в собственной исключительной правоте.

В настоящее время зарождаются новые формы самоорганизации и самоуправления. Индивидуум имеет больше пространства и располагает себя в центре мироздания. Мы можем вести речь о восстановлении личной связи между происхождением и назначением, а вместе с тем и личной ответственности. Вы решаете сами, что вы выращиваете в своём саду и кому вы это продаёте. Под садом подразумеваются, естественно, также способности и умения.

Я надеюсь, что очерченные параллели со Средневековьем помогут читателю лучше понять и осознать настоящее, уменьшить состояние экзистенциальной тревоги, возникающей в первую очередь от непонимания, а также ускорить определённые процессы в обществе. В 2001 году я сказал, что за Средневековьем наступит золотой век. Давайте вместе на это надеяться!

Источник